Топ-100
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ,
ЧТОБЫ УФА СТАЛА
КОМФОРТНОЙ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ
И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ
ДЛЯ ТУРИСТОВ?
Этот вопрос много лет обсуждают на правительственном уровне, но пока явных изменений не наблюдаем. Пока на круглых столах чиновники в очередной раз будут говорить об этом, известные уфимцы рассказали, что на их взгляд не хватает городу и какой они видят Уфу будущего.
Ришат Муллагильдин,
архитектор, официальный представитель Республики Башкортостан в Токио
– Многие говорят, что в Уфе некуда сходить, и я с этим согласен. Поэтому нужно создавать места, связанные с нашим историческим контекстом. Нами были предложен такой объект, как Музей деревянного зодчества. Предлагалось собрать красивые деревянные сооружения, которые были разобраны в центре города и отдать национальной диаспоре. Каждый из них оформил бы его в своим стиле, была бы национальная кухня (небольшой ресторанчик), а рядом с ними сделать международную деревню – усадьбы стран, чей бизнес представлен в республике. Например, традиционная японская усадьба со специальной чайной комнатой и садом, где могли бы проводить лекции по культуре, икебане, кимоно, изучать язык и пр. Средства из бюджета республики требовались только на инфраструктуру, в основном поддерживали местные инвесторы.

Мы нефтяная республика и у нас нет набережной, говорил я когда-то. Сейчас она появляется, только она далека, мягко говоря, от совершенства. Не видно, что там работал архитектор, но видно, как поработали финансисты. Если не ошибаюсь, то уфимцам не показывали проект и вот сейчас такой «подарок» преподнесли. Конечно, все будут недовольны. Говорят, что после постройки исправят дизайн. Но есть завершенные участки с несуразными лежаками и качелями, где ничего не делается. Мне неприятно там бывать. По предложенному нами проекту не было выхода в реку, поднимали набережную на 11 м, был ресторан на воде, прокладывали четыре автомобильные полосы, спуски к реке, зоны для пробежек и велосипедов. Кажется, наш проект был куда симпатичнее.
Третий проект – музейный комплекс «Городище Уфа II» (участок, ограниченный улицами Пушкина, Новомостовая, Октябрьской Революции и проспектом Салавата Юлаева). Если бы удалось его реализовать, то изменился бы статус города, получили бы дополнительное финансирование, преобразилась бы улица Октябрьской Революции и, возможно, со временем стала бы пешеходной. У губернатора префектуры Кумамото (Япония) был бюджет на развитие муниципалитета и он пригласил архитектора Арата Исодзаки, который создал концепцию «Кумамото Артполис». В этой префектуре появились шедевры мировой архитектуры – мост, музей, общественный центр, парк. Сначала туда потекли туристы, архитекторы и потом инвесторы. Мне кажется, это прекрасный пример того, как можно привлечь туристов в Уфу.
Но при этом должна быть оригинальность и история. Въезжая в город, люди должны понимать смысл архитектуры и колорита. Радует то, что в зданиях начали появляться орнаменты, не всегда это к месту и красиво сделано, но положено неплохое начало.
Например, в Чувашии по всей дороге встречается красный и желтый цвет. Это запоминается. В Уфе, к примеру, остановки или общественный транспорт можно было бы сделать в национальном стиле. Но это должно быть деликатно и тонко. И еще на въезде почти в любой город стоят эти «коробки» магазинов «Ашан», «Метро» и «Икеа». Это убивает вид, их надо строить в других местах.

В Перми, когда там работал галерист Марат Гельман со своей концепцией обновления городского дизайна, отток молодежи уменьшился. Такие программы можно было бы развивать у нас. Для этого нужно лишь выстроить диалог между общественностью и властями. Но в первую очередь нужно убрать «истуканов» с улиц и дворов. Я не понимаю, почему ставят этих безвкусных животных?! В моем только дворе сменилось три памятника: сначала какой-то белый лев лежал, потом пчела, сейчас что-то еще непонятное поставили. Наверно, кто-то деньги отмывает. Но пусть отмывают красиво и со вкусом!

Что касается памятников, хочу еще добавить, что величине Шайхзады Бабича должно соответствовать место. Обычно такие памятники ставят в парках и перед ними обязательно должно быть пространство. У памятника поэта оно есть (улица З. Валиди), но горожанами правильно замечено неудобство подхода и его нельзя вкруговую посмотреть. Например, у памятника А. Пушкина в Москве большое пространство. Думаю, башкирскому поэту можно было бы найти место получше.
Памятник Шайхзаде Бабичу. Фото Башинформ
Андрей Линич,
московский режиссер
– В Уфе есть небольшая проблема с градостроительной политикой. Когда я впервые приехал в Уфу, то сложилось впечатление, что здесь национальный вид спорта строить небоскреб и неважно, где он стоит. Мне очень нравится ваш центр с двухэтажными домами, но есть ощущение, что их когда-то тоже подожгут и снесут. А их надо беречь. Что касается инфраструктуры, то есть несколько моментов. Например, если дороги за городом еще более-менее, то в центре они ужасные (улица 8 Марта и Владивостокская). Общественный транспорт можно было покрасивее придумать, а не гонять бешеные газели и пазики, которые в Москве задействованы только в ритуальных услугах. Нужно развивать велодорожки и тротуары, ведь город небольшой и по нему лучше пешком ходить. Суперкрутых мест в Уфе особо нет, но есть много театров, где ставят удивительные спектакли. Например, драма «Зулейха открывает глаза» Башдрамтеатра. Но, к сожалению, мало площадок для музыкантов.
Кинотеатр «Родина». Фото rb7.ru
Дмитрий Эйгенсон,
блогер
– Уфа может стать городом, куда приезжают туристы и откуда не уезжают жители, нужно лишь системно заниматься развитием привлекательности. У города не хватает концепции, в рамках которой он может развиваться. Это может быть, например, «Город для детей», где много парков, скверов, детских площадок, спортивных сооружений и низкопольных автобусов. Там должны быть детские сады и школы с учителями с большой буквы. В плане мероприятий в городке должны проходить фестивали книг и международные спортивные события. А родители, приводя своих детей, могут быть спокойны за их безопасность и развитие.
Гульчачак Ханнанова, журналист,
экс-руководитель пресс-центра Полномочного представительства РБ
при Президенте РФ
– Нужно приучить местных жителей и тем более градоначальников к мысли о том, что Уфа – это туристический город. Пока часто приходится слышать на достаточно высоком уровне, мол, в Уфе показывать нечего, зачем нам туристы и соответственно, к чему напрягаться. В столице остро не хватает постоянно действующих туристических маршрутов и автобусов, чтобы сразу в аэропорту незнакомому с городом человеку была предложена вся информация и туристический сервис. Было бы неплохо заиметь двухэтажный экскурсионный ярко раскрашенный City Bus на котором, думаю, с удовольствием для начала проедутся и сами жители республики. Нужны и неординарные события, так как чем попало современного человека уже не удивишь. Открыть «Ислам-сити» для этого или договориться о ежегодном рок-фестивале под брендом Юрия Шевчука или Земфиры, или создать автодром под брендом Даниила Квята – это уже надо думать...
В Уфе еще катастрофически не хватает чистоты, поэтому желательно хоть раз в год мыть улицы и тротуары, отгородить клумбы от асфальта, т.к. от неправильного их устройства чаще всего и грязь. Надо во всем избавляться от провинциальности мышления, овладевать евроязыками и помнить, что мир большой, конкуренция между городами и регионами в мире огромна, и просто оттого, что ты сам тут родился, мир твой город не оценит. Надо что-то делать самим, чаще выходить хотя бы в мыслях за пределы города, республики, страны и смотреть на город изредка со стороны, ставить себя на роль заезжего блогера.
Валериан Гагин, руководитель ЦСИ «Облака»
– У нас очень много талантливых людей, многие из которых уезжают из Уфы и находят себя в других городах и странах. А люди и есть наш город! Потому нужно больше доверять друг другу: каждому из нас доверять власти, власти доверять каждому из нас. Нужно пресекать любое проявление недоверия, навешивания ярлыков! Это сложно. На этом пути ждет много ошибок и разочарований. Но только так можно достичь среды, в которой комфортно созидать и творить, а значит комфортно жить. Такая цель стоит риска! Еще нужно перестать искать виноватых. В том, что что-то сделано не так или не сделано вовсе виновны все мы. Мужества признать свою ответственность за свою жизнь, за свой дом, двор и город значит, ходить на собрания жильцов дома, принимать участие в выборах, помогать делами в инициативах активистам или, как минимум, не критиковать инициаторов. Мы обязательно научимся этому!
Раньше строили здания, а потом думали, чем и кем их заполнить. Времена изменились и сейчас нужно иметь идею, создать дело, сообщество единомышленников, а лишь потом строить стены.
6 лет назад мы открыли Центр современного искусства «Облака» – крупнейший креативный кластер города в пустующем цокольном этаже небольшого торгового центра. Сегодня «Облака» не просто 25 тысяч кв. м, а 50 тысяч гостей ежемесячно, 30 выставок, 100 лекций, творческих встреч ежегодно и несколько десятков тысяч добрых друзей. Людям нужно иметь возможности развивать себя, воплощать в жизнь свои идеи. Все это возможно в сообществе единомышленников. Креативный кластер – это не стены, а сообщество талантливых и деятельных. В таком сообществе мы планируем создать Парк искусств на площади 56 га заброшенного парка им. Калинина. Там будет место, где посетители смогут развивать себя, работать, расти и создавать новые проекты для города. Добавлю, что таких проектов как бизнес-центр «Территория 3000», музыкальный ресторан Music Hall, бар Rocks Cafe, РК «Огни Уфы», ЦСИ «Облака», Парк искусств должно быть много! Подобные места очень популярны среди уфимцев, если создаются правильно: идейными, увлеченными людьми, понимающими экономику своих предприятий.
Марат Ахметшин,
бизнесмен
– Все думают, что бизнес – это зарабатывание денег, но главное ­– это культура. От корпоративной культуры будут деньги, доля на рынке, прибыль и пр. В целом даже нация ощущает себя нацией, когда есть объединяющие их представители культуры. В русской культуре это Александр Пушкин, Федор Достоевский, Михаил Лермонтов. А мы, как нация, город и Республика Башкортостан сохранимся и будем развиваться, пока будут люди, которые несут эту культуру.

У нас говорят, что не хватает хороших дорог, денег, пособий или пенсий. Была бы культура, люди бы их требовали или создали сами. Я сам человек действия. Когда с галереей «Мирас» создали скульптурную аллею по улице Ленина, у меня было искреннее желание поставить высокого уровня работы, чтобы ниже этого уровня скульптуры не появлялись.

Чтобы предотвращать отток талантливых творческих людей, у нас не хватает Музея современного искусства. Считаю, что это будет площадкой для реализации потенциала без необходимости переезда в Москву или Санкт-Петербург. Кроме того, мы сами будем из столиц людей приглашать, чтобы они творили и оставались в Уфе.

Еще я вижу запрос на своего рода Дома музыки. Это не филармония, а площадка для исполнителей нетрадиционного музыкального направления, когда-то это называлась камерная музыка. Шаг в этом направлении был сделан и построен Music Hall, но это больше формат ресторана и клуба. Может это удастся сделать в рамках «Арт-КВАДРАТА».
Рияз Исхаков,
режиссер, оператор-постановщик
– Для меня, как режиссера, всегда было большой проблемой снять Уфу из-за неровных столбов и обилия проводов. Мы как-то были на съемках в столице Исландии городе Рейкьявик, где все коммуникации под землей и город сам по себе очень красивый.

Вижу, как в Уфе архитектурный комплекс начинает разрушаться. Когда-то улицу Ленина я даже сравнивал с Сызранью, с таким купеческим городом. А сейчас истрические дома начали сносить. В Европейских городах или Санкт-Петербурге можно разве представить, что разрушат старинные здания? Нет. Еще хотелось бы, чтобы было больше подземных переходов, а объездная дорога вокруг города, как в Сочи, Ялте и Норвегии, избавила бы от транспортной проблемы.

Уфа повторяет клише Москвы и все в себя вбирает, но такая излишняя централизация выжигает внешние пространства. Было бы целесообразно переводить многие столичные функции в другие города, тем более есть моногорода, где кроме закрывающегося производства ничего нет. Сосредотачивать все в одном месте удобно, наверно, однако в этом месте становится тесно и дорого. К примеру, мне не хватает какого-то туристического города в республике. Где нет производства, а только чистая природа, горнолыжки, дома и кемпинги. Мне кажется, что жить комфортно и радостно должно быть в любой точке Башкортостана.
Рим Бикмаев,
руководитель
проекта «Арт-КВАДРАТ»
– Роль государства – не помогать и не мешать, а создавать условия, чтобы людям было интересно оставаться здесь и вкладываться. И должна быть уверенность в возможности спокойно работать лет 10, а не страх, что кто-то захочет отобрать бизнес, поменяется закон и налоговая составляющая изменится и мой бизнес-план улетит в непонятные сроки.

Мы верим в потенциал города, надо лишь его развивать. Хочется, чтобы талантливые ребята не уезжали, а уже к нам такие приезжали. Например, тот же Юрий Шевчук мог бы здесь мастер-классы проводить, школу или класс открыть и поддержать молодых музыкантов.
Зухра Саиткулова,
блогер
– Моя дочь работает в одном крупном московском event-агентстве. В ноябре площадкой для мероприятия станет Уфа. Естественно, она ко мне с «help» – нужно на пару дней организовать такую культурную программу, чтобы гости республики уехали с массой эмоций и впечатлений. А я заметалась – а кто у нас на рынке из профессионалов именно по этому направлению? Экскурсионные нешаблонные туры (однодневные/ многодневные) по Уфе и Башкортостану – вот чего не хватает, на мой взгляд. Хотелось бы гостей отвезти в настоящую деревню рядом с городом, поселить в бревенчатом доме, постелить спать на урындыке (нары), утром разбудить доить коров, показать, как сметану через сепаратор добывают, научить делать кумыс и корот.
А в самой столице нужен, хоть и сто раз об этом говорили, качественные рестораны башкирской кухни с регулярными мастер-классами по приготовлению бишбармака. Как ни крути, любой город прежде всего традиционная для него кухня. И я хочу, чтобы все в мире знали, что самый вкусный чак-чак у нас и самый наваристый бульон – это бишбармак.