Топ-100
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИЗНАНИЯ
«Развиваясь сами, совершенствуем мир вокруг». Более 10 лет эти слова, ставшие девизом казанского лицея №146, ведут его коллектив путем разработки и реализации проектов, которые неизменно сказываются на качественном изменении окружения. Лицей делится своим опытом не только со школами Татарстана, но и всей России, Швейцарии, Испании и Брюсселя.

ГЛАЗА В ГЛАЗА С УСПЕХОМ
Проектная деятельность лицея получает высокую оценку не только в Татарстане, но и за его пределами.

Ежегодно представители лицея №146 обучают тысячи педагогов и руководителей образовательных организаций из различных регионов России. В 2019 году они обучили 1 681 работника.

«Деловые завтраки по четвергам» входят в план внеурочной деятельности.

За все время их проведения состоялось более 30 встреч с известными общественными деятелями, чиновниками, руководителями различных организаций, художниками, артистами и другими успешными профессионалами. Ребята готовятся к этим встречам: читают информацию о госте, продумывают вопросы.

Каждое мероприятие снимается на камеру, потом транслируется для всей школы. В чем польза таких встреч? Во-первых, ребята больше узнают о том, каким образом люди достигают успеха, какие ценности, жизненные принципы и личные качества помогают в этом. Во-вторых, в таких беседах происходит обретение опыта взаимодействия с самыми разными людьми, развитие культуры общения. Дети учатся строить беседу, задавать вопросы, преодолевать свою робость. Есть скованные дети, которые раскрывают себя на этих встречах, преодолевают стеснение и активно включаются в разговор. А затем уже воспитательная служба школы начинает вовлекать таких учеников в другие дела. Глаза в глаза — обязательное условие формата завтрака. Местом для таких встреч стал еще один успешный проект лицея «Ре-эстетик – новый стиль школьной жизни».
За короткое время школьная столовая была модернизирована в ре-эстетик, в дизайне которого предусмотрены хромотерапия, барные стойки «окно в мир», зоны-подиумы с диванами, учительское кафе-буфет. Благодаря креативному подходу обычная столовая превратилась в привлекательный для учеников «ресторан» с системой предварительного заказа, «шведским столом» для 2-11 классов, буфетом со свежевыжатыми соками и протеиновыми коктейлями, и яркой посудой. Ре-эстетик школы позволяет проводить нестандартные формы воспитательной работы: мастер-классы по приготовлению вкусной и полезной пищи, тематические кулинарные конкурсы, встречи с успешными людьми на деловых завтраках, которые помогают в реализации программы «Разговор о правильном питании».

Во второй половине дня 80% учащихся заняты в лицее разнообразной внеурочной деятельностью: классы полного дня в начальной школе, 10 направлений спортивного клуба «Вершина 146», 12 студий творческого центра.

«МЫ ДЕЛАЕМ ДЕТЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ»
В образовательной организации развита система наставничества в формате 4Д: внутреннее, внешнее, горизонтальное и вертикальное. Методы работы в группе и в парах помогают ученикам формировать и развивать критическое мышление, активно применять коммуникативные навыки и свободно выражать свои мысли.

– Если бы меня попросили описать наш лицей тремя словами, то это были бы: счастье, мотивация, успех, – говорит директор лицея №146 Диляра Каримова. – Наша образовательная организация – это площадка, где мы делаем детей счастливыми, это место, где каждый ребенок может проявить себя в чем-либо. Мы создали проекты, которые позволяют детям воплотить свои мечты в реальность: профили обучения, инженерная лаборатория, телестудия, медиацентр, медико-психологический центр, центр здорового питания и формирования правильных пищевых привычек. Все это очень мотивирует детей и делает их успешными.


Диляра Каримова
По словам Диляры Салиховны, самый важный элемент всей образовательной системы лицея – развитие у педагога эмоционального интеллекта. Каким бы ни был учитель профессионалом в своем деле, он не сможет сделать ребенка счастливым, мотивированным и успешным, если сам не умеет правильно воспринимать и понимать эмоции, управлять ими и использовать их.

Идеальная формула эмоционального интеллекта: большое сердце плюс разум. Именно поэтому директор большое внимание уделяет формированию эмоционального интеллекта у коллектива.

Второй, не менее важный элемент, делающий образовательную организацию лучшей – постоянное обучение использованию современных методик, средств обучения, новых технологий. Каждую неделю учителя собираются на педвторники, где рассматривают педагогические новинки. Сейчас, например, в лицее активно внедряют скрам-технологии.

Третий элемент – это обобщение, распространение, трансляция педагогического опыта.

Еще одним элементом является самообразование педагогов и проектирование собственной педагогической деятельности. Саморазвитие, самоорганизация и самообразование невозможны без рефлексии педагогической деятельности. Диляра Салиховна уверена, что педагогу важно анализировать свои действия, средства, замысел для проектирования собственной траектории развития. В лицее проводят рефлексии во время стратегических сессий.

Стимулирование педагогов – пятый элемент успеха. Любой учитель, принимающий активное участие в развитии лицея, имеет мотивацию через денежные поощрения и участие в стажировках. В апреле 2020 года несколько педагогов отправятся на стажировку в Швейцарию.

– Сейчас мы находимся в разработке следующих элементов системы образования, чтобы стать лучше, – говорит Диляра Каримова. – Какими будут эти элементы, пока не знает никто, но я уверена, что это лишь только укрепит позиции нашего образовательного учреждения. Мне часто задают вопрос: «Как сохранить лидерство?» Для меня ответ очевиден и весьма прозрачен. Вы сможете сохранить и даже приумножить, если будете развиваться.
Достижения лицея:
• 2007 г. – победитель Приоритетного национального проекта «Образование».
• 2008 г. – победитель конкурса «Лучшие школы Татарстана», «Лучшие школы России».
• 2011 г. – «Школа, содействующая здоровью Золотого уровня».
• 2014 г. – присвоен статус «Школы Превосходства» по Обогащенной программе проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», реализуемой компанией Educare (Сингапур).
• 2015-2019 гг. – пятикратный победитель конкурсного отбора базовых площадок Федерального целевого проекта развития образования.
• 2019 г. – получение гранта «Успешная школа» Республики Татарстан. Призер Всероссийского конкурса питания в одной из номинаций.
• 2020 г. – лицей вступил в Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования в РФ. Участники консорциума — ведущие образовательные организации страны, осуществляющие углублённое изучение предметов, направленных на формирование инженерных компетенций.