Топ-100
Редакция в Айгире
Редакция портала ProUfu.ru и газеты Bonus работает круглосуточно, без выходных и перерывов на обед. Так поступают все современные медиа. Каждую минуту что-то происходит, и наши читатели должны узнавать о происходящем первыми. Но иногда и нам нужен отдых.
Оставив нескольких коллег следить за информационной картиной дня, мы ушли в поход. Отправились мы туда, куда не доехать на машине и где нет телефонной связи и интернета. Хорошая перезагрузка для людей, чья работа целиком и полностью зависит от Всемирной паутины и связи.

Наш выбор пал на деревню Айгир. Эта местность на Южном Урале славится своими шумными реками и лесами, затянутыми туманом. В этом спецпроекте мы расскажем, как отдыхала наша редакция и что нам для этого потребовалось, чтобы вы, если еще не были в Айгире, смогли повторить наш маршрут.
Горная вершина Караташ находится неподалеку от деревни Айгир, до которой добраться можно только на поезде. Каждый будний день в 9 утра от села Инзер в сторону Айгира отправляется одновагонный поезд, который в народе прозвали «кукушкой» из-за его характерного гудка. А в выходные дни, в 6:56 утра, прямиком из Уфы отходит комфортабельный поезд «Айгир».

В поход мы отправились в пятницу. Чтобы успеть на «кукушку», в тот день мы проснулись особенно рано – аж в три утра. На автобусе мы доехали до Инзера, где пересели на поезд и за 26 минут добрались до станции Айгир.

Всех прибывающих на станции встречают сотрудники местного горного приюта. Этот приют – своеобразный МФЦ. Именно здесь гостям подробно рассказывают, чего стоит ждать от похода, какая будет погода и что стоит взять с собой. Тут же туристов накормят и даже предоставят спальное место для желающих вздремнуть после дороги. Приезжающим сюда впервые не придется гадать, какой дорогой добираться от станции. Достаточно предупредить сотрудников горного приюта заранее, что к ним едут гости, и они всех встретят и проводят. Мы приехали всего на один день, поэтому нас ждал сытный завтрак, а после похода – обед и комната отдыха, где можно было часок-другой поспать.
Плотно позавтракав перед долгой дорогой, мы отправились к скалам Зубы Шурале*, по самому популярному среди туристов маршруту. Путь к скалам начинается прямо от ворот горного приюта, а на месте подъема стоит указатель, поэтому, если быть внимательным, нет никаких шансов потеряться.
*Шурале – существо из башкирских и татарских сказок, воплощение духа леса. Обычно шурале описывают как низкорослое и горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Оно убивает людей щекоткой, отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать коня до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгивая через речку или ручей.
Впереди нас ждал сложный подъем. Нужно было идти вверх по тропе, больше напоминающей ступеньки, набирая высоту до 314 метров. Для сравнения: высота 10-этажного дома – всего лишь 30 метров. Местами тропу перерезают курумы («каменная река»). Тут нужно быть особенно осторожным, чтобы не поскользнуться на влажных и неустойчивых камнях, покрытых мхом, и не оступиться.
Вспотели, устали и раскраснелись от чистого горного воздуха и крутого подъема. Однако вид, который нам открылся на вершине, определенно того стоил
Плато на вершине заканчивается крутым обрывом в ущелье. Перед нами раскинулись хребет Малый Ямантау и высшая точку Южного Урала – гора Ямантау высотой в 1640 метров
Right
Мы вдоволь насладились красивым видом и сделали на память сотни фотографий. Оказалось, что поднялись мы гораздо быстрее, чем планировали, и в запасе у нас осталось целых три свободных часа. Быстро посовещавшись, мы решили не останавливаться на достигнутом и подняться на пик Уфа, высшую точка хребта Караташ, откуда нам бы открылся круговой обзор на весь Южный Урал. Наша редакция не из робких.
К пику Уфа нужно добираться по лесной тропе. Ее протяженность – 4 километра, набор высоты –231 метр. Ориентироваться не трудно, ведь тропа достаточно легко угадывается в траве. Однако всех утомили расстояние, уклон горы и быстрый темп, который нам приходилось держать, чтобы успеть на обратный поезд. Нам предстояло не только пройти 4 км до финиша, но и преодолеть еще 3 км обратного пути. К тому же возвращаться нам нужно было по другой тропе, о которой мы мало знали.

Последние 300 метров до вершины оказались самыми важными. Тропа подвела нас к куруму и затерялась в камнях. В стене хребта Караташ мы нашли узкую расщелину и через нее перебрались на другую сторону. Далее тропинка круто уходила вверх и вышла прямо к подножию пика. Пик Уфа – это скальный массив, устланный крупной каменной россыпью. Цепляясь за разваливающуюся стену скалы, мы поднялись на высоту 919 метров над уровнем моря. Здесь мы увидели табличку с указанными на ней географическими координатами места. На вершине нам открылся потрясающий вид на Южный Урал и его основные хребты и вершины. Торжественно откупорив бутылку шампанского, мы произнесли красивые тосты за взятие вершины.
Right
Вскоре подошло время возвращаться в горный приют, где нас уже ждал сытный обед и праздничный шашлык, который для нас приготовил профессиональный повар агропарка «Евразия». Бывалые туристы на вопрос, какая дорога является самой короткой, не зря отвечают: «Та, которую ты знаешь». Но мы, конечно же, решили поступить иначе! Нам захотелось сэкономить время, и поэтому мы пошли по короткому, но незнакомому пути. Естественно, мы потерялись. Когда тропа теряется в каменных завалах, небо и все природные ориентиры скрываются за высокими деревьями, а высокая трава и густой лес превращаются в непролазную чащу, нужное направление теряется очень быстро. Вот ведь злая ирония: регулярно публикуя новости о потерявшихся и пропавших людях, мы рисковали оказаться ровно в такой же ситуации.
Главное, что следует делать в подобных ситуациях – не паниковать и вспомнить, чему вас учили на уроках географии. У нас с собой были карта, компас и боевой настрой. Мы изучили местность и все-таки сумели найти направление.
Сайт обновляется, газета печатается, а это значит, что редакция жива, здорова и вернулась с того похода домой. Да, нужную тропинку мы смогли найти далеко не сразу, а ушибы, ссадины и укусы клещей – меньшее, с чем нам пришлось столкнуться. Нам приходилось пробиваться сквозь заросли травы и густорастущий кустарник, а булыжники под ногами, ловко спрятавшиеся в лишайнике и траве, были причиной наших постоянных падений.
Аптечка – набор лекарственных и нелекарственных препаратов для оказания первой медицинской помощи. Специалисты рекомендуют наполнить аптечку перед выездом на природу следующими препаратами:
  • антисептики (обеззараживающие);
  • анальгетики (болеутоляющие);
  • антигистаминные (противоаллергические) и противошоковые препараты;
  • перевязочные материалы;
  • препараты от обезвоживания;
  • успокоительное;
  • репелленты;
  • солнцезащитный крем.

Кроме того, в аптечку необходимо включить медицинские препараты, учитывая индивидуальные особенности и заболевания всех участников похода.

Отдельного рассказа заслуживает восточный обед, которым нас угощал агропарк «Евразия». Наши партнеры таким образом решили поддержать нас в желании покорить Айгир. За время нашего похода, который длился более 6 часов, мы не только насладились красивой природой, но и потратили уйму калорий, поэтому были готовы съесть целого слона. Повар предложил нам сочный шашлык и нежнейший люля-кебаб из говядины. Все это с зеленью, овощами и фруктами подавалось в национальных узбекских ляганах, что придавало обеду особую атмосферу. Самый простой и при этом лучший рецепт шашлыка можно прочитать тут.
Right
Опытные туристы наверняка, слегка посмеиваясь, читали про наши приключения, ведь для них поездка в Айгир сродни прогулке в городском парке. Возможно. Но наш коллектив привык покорять профессиональные вершины, а вот вершины горные для большинства все еще в диковинку. Однако вместе мы прошли весь 12-километровый и непростой путь, поднялись пешком на высоту 350-этажного здания. Несмотря на усталость, мы вернулись с похода в бодром расположении духа и с желанием вернуться в эти места вновь. Нам понравилось, поэтому советуем и вам повторить наш маршрут.