Топ-100
Министр образования и науки РБ:
«Система профессионального образования Башкирии – самая крупная в Поволжье и на Урале. У нас 96 средних профессиональных организаций. Практически во всех муниципалитетах есть головное учреждение либо его филиалы
».
Всего пять лет назад в республике соотношение детей, которые шли в 10 класс, и тех, кто уходил в колледжи, составляло 65 на 35 процентов. На сегодня ситуация кардинально изменилась: больше 60 процентов детей уходят после 9 класса. В чем причины таких кардинальных перемен,
Айбулат Хажин рассказал в интервью изданию
BONUS. .
Как колледжи перестроились на дистанционную форму обучения?
— С 6 апреля вся система образования, включая вузы, колледжи и школы перешла на удаленный формат обучения. Трудности возникли как в профессиональном образовании, так и в общем. Вузы особых проблем не ощутили, а с колледжами оказалось сложнее. В техническом плане проблема довольно быстро разрешилась – специалисты наших колледжей разработали буквально в течение недели платформы, на которых затем работали все учреждения СПО. Проблемы были в методическом плане – преподаватели оказались не готовы к дистанционной работе. Мы организовали недельное обучение. Это позволило постепенно войти в нормальный режим. Еще одна проблема, с которой столкнулись колледжи, – организация производственной практики. Все-таки она должна быть в очной форме: студентам нужно выходить на предприятия, учреждения, чтобы применить на деле полученные знания. Но в новых условиях речь об этом не шла. Там, где было возможно, организовали практику дистанционно, но по большинству специальностей перенесли на следующий учебный год.
До начала учебного года осталось чуть больше месяца. Всех волнует вопрос –
в каком формате будем обучаться?

— Мы все-таки надеемся, что будет традиционный формат обучения. С учетом эпидобстановки готовимся параллельно
и к онлайн формату. Методически готовы, никаких сложностей не возникнет.
Раньше говорили: «Будешь плохо учиться – пойдешь в ПТУ». Что изменилось
в системе СПО, если сравнивать с ситуацией 10-20-летней давности?

— Лет 10 назад рабочие профессии не были так востребованы. Прием проводился по принципу – «лишь бы набрать». Ситуация кардинально изменилась. Сейчас в некоторых колледжах наблюдается высокий конкурс. Рабочие специальности высоко востребованы. Трудоустройство выпускников СПО доходит до 90 процентов (для сравнения, в вузах эта цифра составляет 70–75%). Престиж рабочих профессий вырос, прежде всего, благодаря движению Worldskills. Эти специальности стали осваиваться в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Промышленным предприятиям нужны рабочие профессии. Поэтому они стали плотнее сотрудничать с колледжами и техникумами.

По зарплате выпускник колледжа не уступает выпускнику вуза. Поэтому многие стали уходить после 9 класса. Пять лет назад соотношение детей, которые шли в 10 класс, и тех, кто уходил в колледжи, составляло 65 на 35 процентов. Сегодня больше 60 процентов детей уходят после 9 класса.

По зарплате выпускник колледжа не уступает выпускнику вуза. Поэтому многие стали уходить после 9 класса. Пять лет назад соотношение детей, которые шли в 10 класс, и тех, кто уходил
в колледжи, составляло 65 на 35 процентов. Сегодня больше
60 процентов детей уходят после 9 класса.

Какие рабочие специальности наиболее востребованы сегодня?
— Информационная безопасность, программирование информационных систем – это специальности, на которые спрос растет и будет еще расти, учитывая, как меняется мир из-за пандемии. Поэтому во всех колледжах стараемся предусмотреть такие направления.

Всегда нужны рабочие руки для нефтегазовой, нефтехимической отраслей. В сфере образования не хватает воспитателей, учителей начальных классов, физкультуры, адаптивной физкультуры. Они просто нарасхват. Высок спрос
в сфере обслуживания. Аграрный сектор тоже ждет кадры.

Если брать по колледжам, то наиболее востребованы выпускники Башкирского колледжа архитектуры, строительства
и коммунального хозяйства, Уфимского колледжа радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности, УКСИВТ
и ряд других.

Сколько всего в республике колледжей?
— Система профессионального образования Башкирии – самая крупная в Поволжье и на Урале. У нас 96 средних профессиональных организаций. Практически во всех муниципалитетах есть головное учреждение либо его филиалы.
Вузам в этом году существенно увеличили контрольные цифры приема. Сколько бюджетных мест выделено колледжам?
— 23 тысячи мест – это плюс 400 по сравнению с прошлым годом. В 2019-м за всю приемную кампанию было принято 28 тысяч заявлений. В этом году, по состоянию на 16 июля, мы уже получили 25 тысяч заявлений, а еще целый месяц впереди. Можно прогнозировать, что в этом году конкурс будет выше.
Вы рассказали о специальностях, которые востребованы на рынке труда,
а абитуриенты на кого хотят учиться?

— Популярные среди поступающих специальности относятся к нефтегазовой, химической промышленности, энергетике, строительству. Выбирают также специальности, связанные с информационной, правовой деятельностью, сферой обслуживания. В медицинском колледже популярны лечебное дело, сестринское дело и фармация. Вот на эти направления конкурс доходит до 15 человек на место.
allufa.ru
В некоторых учебных заведениях буквально ходят по пятам за выпускником, независимо от его уровня знаний, уговаривая прийти учиться на бюджетное место.
— Не скрываю, есть такие, где в большей степени занимаются набором, а не отбором. Но надо отметить, что речь идет о стратегических специальностях, по которым сокращать бюджетные места мы не можем. Это, в первую очередь, сельское хозяйство.
По поводу аграрных колледжей. В прошлом учебном году были сделаны существенные вливания в обновление их материально-технической базы.
Что именно изменилось?

— В Аксеновском агропромышленном колледже появились пять современных мастерских. Это были серьезные вложения – около 50 млн рублей мы привлекли из федерального бюджета. Республика тоже вложила свои средства. Появились тренажеры, которые полностью имитируют современную сельскохозяйственную технику. Это очень здорово. Там стояло оборудование, не соответствующее современным стандартам, оно имитировало технику еще советского периода.
Я считаю, что такой формат обновления мастерских повышает качество подготовки специалистов.
На каком уровне в целом оснащение колледжей?
— В общем-то на неплохом. Колледжи активно участвуют в федеральных конкурсах по оснащению материально-технической базы. Сегодня уже 30 мастерских функционируют, еще 13 откроются в этом году. Есть сложности с общежитиями – особенно в отдаленных населенных пунктах. Требуется ремонт корпусов. Это для нас является первоочередной задачей. Например, в филиале Аургазинского многопрофильного колледжа в селе Архангельском хорошая материально-техническая база, хорошие тракторы и другая техника, но условия проживания для детей оставляют желать лучшего. Для таких колледжей мы согласовали в правительстве региона гранты, которые будут направлены в учреждения, выполняющие в большей степени социально ориентированные функции. Проект
запускается в этом году.
Как оцениваете качество образования в колледжах?
— Его можно оценить разными способами. В этом году появился формат демонстрационного экзамена (демоэкзамена): ребенок сдает его не в виде теории, а показывает руками, что он освоил за период обучения. Эксперты – зачастую федерального уровня или из другого субъекта – наблюдают через видеоконференцсвязь, как ученик выполняет задание. У нас больше двух тысяч детей в этом году проходили через демоэкзамен в соответствии со стандартами Worldskills
и показали очень высокие результаты. Это говорит о достойном качестве подготовки специалистов.

Что касается преподавательского состава, есть серьезная проблема – старение кадров. Стараемся оставлять своих же выпускников работать в колледже мастерами производственного обучения. Привлекаем Институт развития образования РБ для повышения их квалификации.

WorldSkills Internationalмеждународная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. Участники совершенствуют свои навыки, соревнуясь по шести блокам профессий: строительной отрасли, информационных и коммуникационных технологий, творчества и дизайна, промышленного производства, сферы услуг и обслуживания гражданского транспорта.
На прошлогоднем республиканском педсовете замминистра образования заявила, что директора колледжей, которые не смогли выиграть хотя бы один грант по Worldskills, будут уволены. В чем важность этого проекта для региона, что за это можно поплатиться даже своим местом?
— Может быть, не в той форме это было высказано, но повышенные требования к директорам колледжей мы действительно предъявляем. Worldskills – это не просто мероприятие, не просто чемпионат. Это возможность приблизиться к мировым стандартам подготовки специалистов.
Из студентов Башкирии самого высокого результата в конкурсе добился воспитанник Сибайского многопрофильного профессионального колледжа Рафаэль Яхин в 2017 – он завоевал бронзу на мировом чемпионате WorldSkills, проходившем в ОАЭ.
В региональном чемпионате, который проходит ежегодно в декабре, три четверти наших колледжей представляют свои команды по разным компетенциям. В прошлом году наша команда вошла в состав российской для участия в мировом чемпионате, проходившем в августе 2019 года в Казани. Студент Сибайского многопрофильного колледжа Ильмир Саитбаталов стал призером по компетенции «Архитектурная обработка камня».
Не припомню других участников, которые бы добивались таких же успехов,
как студенты Сибайского колледжа. Возникает ощущение, что только сибайские камнерезы и тянут у нас весь проект. А где участники от нефтянки,
IT-отрасли?

— Участвуют и другие специальности. Но по другим позициям мы пока подтягиваемся. Отмечу, что в каждую команду по компетенциям, которые у нас сильны в республике, представители республиканских колледжей в российскую команду входят. У нас, кстати, хорошо продвигается полиграфический колледж. В целом в проекте Worldskills мы удерживаем хороший уровень – в десятке лучших регионов. Это достойный результат. Но мы еще в начале пути. Материально-техническую базу будем обновлять. В этом году ожидаем серьезных вложений из федерального бюджета по грантам на открытие мастерских. 17 колледжей прошли второй технический этап соответствующего конкурса. Надеемся, что часть из них получит средства.
utv.ru
bksmpp
Башинформ.рф
Что посоветуете детям, сомневающимся, стоит ли уходить после 9 класса и идти
в колледж?

— Хочу вас заверить – наши колледжи абсолютно конкурентоспособные. К нам едут учиться из соседних регионов,
а потом остаются работать. По оценке Министерства просвещения РФ, республика входит в пятерку субъектов с развитым средним профессиональным образованием.

Да, если вы выберете колледж, а потом продолжите обучение в вузе, то вам придется учиться чуть больше, чем вашим одноклассникам, которые пойдут в 10 класс, а потом в вуз. Возможно, что полученная вами в колледже специальность
не станет основной в жизни. Но при этом вы получите колоссальные компетенции, которые в любом случае пригодятся
в жизни. Объяснение простое – организации профессионального образования учат работать не только головой,
но и руками. По себе сужу: я окончил медколледж. После первого курса мы уже умели ставить систему, делать внутривенные уколы, массаж, знали симптоматику большинства заболеваний. В итоге я не стал врачом, но по жизни
мне эти навыки очень помогают. Я нисколько не жалею, что на год больше учился.

Выбирайте специальность по душе – и вы всегда найдете себя в профессии.

Выбирайте специальность по душе
– и вы всегда найдете себя в профессии.

Беседовала Айгуль Мусина.