Более 90% выпускников УГАТУ трудоустраиваются по специальности
Уфимский авиационный университет ежегодно входит в Шанхайский глобальный рейтинг вузов, в который в прошлом году попали всего три российских вуза.
Пресс-тур для республиканских журналистов, без сомнения, можно назвать «фишкой» Уфимского государственного авиационного технического университета. В рамках этого мероприятия мастера печатного слова могут не только услышать, но и увидеть уникальные возможности ведущего отечественного вуза. Или, как сказал в своем приветственном слове ректор университета профессор Николай Криони, «пощупать все в железе».
И журналисты с удовольствием это сделали: слушали, смотрели, трогали, испытывали на себе, удивлялись, восхищались и обещали вернуться вновь, ведь в вузе много суперинтересного и эксклюзивного, которое к тому же постоянно обновляется.
Например, суперкомпьютер — мощная вычислительная система, которая входит в пятерку сильнейших в Приволжском федеральном округе. Его пиковая производительность составляет 20 терафлопс (50 триллионов операций с плавающей запятой в секунду).
Для ясности приведем небольшое сравнение: производительность карманного калькулятора – всего 10 флопс.
Суперкомпьютер
состоит из 532 четырехъядерных процессоров IntelXeon 5345
2,16 Тб
оперативной памяти
26,7 Тб
дисковой памяти
5,5 т
его вес
105 кВт
энергии потребляет
На нем решаются задачи моделирования сложных процессов в авиационных двигателях, на нефтяных трубопроводах и месторождениях, а также в сварке.
К примеру, компьютер может смоделировать процесс пожара в здании, рассчитать скорость распространения газов, уровень температурного поля, что может помочь в оценке продуманности эвакуационных схем.
Безусловно, одним из главных брендов УГАТУ является музей авиационных двигателей. В России таких всего два.
В музее представлено более 50 редких авиационных двигателей, в том числе и созданный на УМПО двигатель для истребителя Су-27. Его порядковый номер – 00001.
Самый большой экспонат в музее – это выпускавшийся на УМПО двигатель стратегического бомбардировщика Ту-22, имеющий длину почти 8 метров. Два таких агрегата могут разогнать 85-тонную машину до сверхзвуковой скорости.
Настоящей гордостью музея является связка двигателей для ракетоносителя. Именно такие подняли на орбиту 12 апреля 1961 года «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту.
Музей в вузе используется и как учебная аудитория, где постоянно проходят занятия со студентами. Кроме мощного парка авиадвигателей, журналисты познакомились с перспективными разработками вуза. К примеру, с вентиляторной лопаткой для двигателя нового поколения, выполненной из композитного материала, который значительно облегчает вес изделия. В научных лабораториях УГАТУ также ведутся работы по разработке узлов, в том числе и для самолетов гражданской авиации, в частности, СуперДжета и широкофюзеляжного самолета, который разрабатывается совместно с китайскими партнерами.
Еще одна несомненная вузовская гордость – собственный Центр приема и обработки космической информации и свой студенческий микроспутник «УГАТУ-САТ», который осенью отметит 10-летие со дня запуска. Аккумуляторы спутника, имевшего вес 40 кг, заряжались от солнечных батарей. Спутник был оснащен датчиками для ориентировки как по магнитному полю Земли, так и по расположению Солнца.
Фотокамера снимала территорию республики и передавала данные в Центр приема и обработки космической информации УГАТУ. Сегодня космические технологии активно используются при решении земных задач, ведь сверху хорошо видны пожары, разливы рек, мусорные свалки. В настоящее время вузовские исследователи разрабатывают второй микроспутник.
В лаборатории промышленного интернета вещей студентов обучают «умным» технологиям («умный дом», «умная дорога», «умное производство», «белый шум»). Они проводят научные исследования с конкретно внедренными результатами.
«Умная дорога» вызвала у журналистов неподдельный интерес. Это станция слежения за метеообстановкой на опаснейшем месте на автодороге Уфа — Белорецк, который в народе называют «тещин язык».
Надолго задержались журналисты в лаборатории аддитивных технологий, где им показали и рассказали, как с помощью новейших 3D-принтеров создаются прототипы деталей для использования в промышленности, медицине, архитектуре и других сферах.
Конструкции из прозрачного материала позволяют увидеть работу механизма изнутри. К примеру, в медицине такие нововведения можно использовать при протезировании и производстве имплантатов, в архитектуре – для строительства зданий и сооружений.
Инженерная команда вуза Racing team продемонстрировала прессе уникальный гоночный болид, который уже совсем скоро выступит на очередных международных соревнованиях.
А в машинном зале вуза журналисты стали непосредственными свидетелями научного опыта по растяжению металла.
Как отметил ректор, наука – основное кредо университета. 13 ученых УГАТУ входят в список тысячи самых цитируемых ученых мира. Студенты и магистранты уфимского вуза регулярно проходят стажировки в Германии и Италии. Некоторые выпускники остаются работать за границей, но большая часть возвращается на родину и успешно применяет полученные за рубежом знания на местных предприятиях.
Процент трудоустроенных по специальности молодых инженеров УГАТУ составляет более 90%. Редко какой вуз может похвастаться такими показателями.