Топ-100
ХОЧЕШЬ РЕЗУЛЬТАТ? МЕНЯЙ СИСТЕМУ
Достижения Уральского пружинного завода оценили руководители вагоностроительных и вагоноремонтных компаний России.
Итоги 2019 года и начала 2020-го показывают снижение грузопотока на российских железных дорогах. Экономический кризис заставляет владельцев грузов искать альтернативные варианты перевозок. Для компаний, связанных с производством, обслуживанием железнодорожного подвижного состава, это тревожный сигнал. Пришло понимание, что свои позиции они смогут отстаивать только через надежность и качество всех элементов состава. Как избежать поломок, отцепок, представители отрасли обсуждали на выездном заседании в с. Абзаково Белорецкого района. Одним из организаторов уже четвертый год выступил Уральский пружинный завод, 10 лет функционирующий в Башкортостане.

Минпром обещает поддержку
Открывая заседание, исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов отметил помощь министерства промышленности и торговли РФ, благодаря которой машиностроительная отрасль выжила в кризисный период. По его словам, сейчас наступает сложный период, который может продлиться до 2030 года. Предприятиям вновь требуется господдержка.

Замминистра промышленности и энергетики РБ Игорь Миронов заверил участников заседания, что руководство республики намерено повысить производительность труда на предприятиях Башкортостана не меньше, чем на 20%. В числе приоритетных задач – активное освоение мирового рынка, повышение качества продукции, расширение поддержки инвесторов.

- Мы рады, что столь значимое мероприятие получило прописку в Башкортостане на площадке одного из наших машиностроительных предприятий, - заявил Игорь Геннадьевич. – Башкортостан – один из лидеров во многих отраслях промышленности, в том числе в машиностроении. Прошлый год был удачным в этом плане для республики. Индекс промышленного производства составил 104,2%. Это выше среднероссийского показателя (102,4%). Сегодня на многих площадках мы обсуждаем новую промышленную революцию, цифровизацию отрасли. В основе подхода лежит качественно иная умная организация труда, мотивация, профессиональные компетенции, бережливость производства.

Уральский пружинный завод (УПЗ) во многом уже соответствует всем этим принципам. Это подтвердили участники заседания. Неслучайно, именно УПЗ четвертый год помогает организовать мероприятие совместно с Объединением вагоностроителей и подкомитетом по вагоностроению Объединения производителей железнодорожной техники. Во время обсуждения проблем рождаются решения, которые уже приводят к улучшению глобальных показателей.
Грузовладельцы ищут альтернативу
Евгений Семенов констатировал, что за прошедший год количество отцепов вагонов по причине выхода из строя деталей уменьшилось на 5%. В то же время общее количество отцепов остается существенным - больше 30 тысяч в 2019 г..

- Все обращают внимание на такой экономический показатель, как оборот вагона, - говорит Евгений Юрьевич. – Вагон зарабатывает деньги для владельца только, когда перемещает груз. Когда он стоит в ремонте или едет пустой, дохода нет. Поэтому важно, как быстро он возвращается в исходную точку. Чем быстрее вагон оборачивается, тем эффективнее работает вся инфраструктура. Грузовая база в России упала по итогам 2019 г. на 1%. Для РЖД это плохой показатель. 2020 год начался еще хуже. Падение погрузки и грузооборота на ж/д перевозках составил уже более 5%. По мнению экспертов, это не предел, падение будет продолжаться из-за коронавируса, отказа Европы от угля, который используется на самых ходовых востребованных полувагонах. Грузовладельцы оптимизируют затраты, ищут альтернативные средства передвижения груза. Это морской, автомобильный транспорт, они отбирают долю рынка у железной дороги. Свои позиции можем отстаивать только через надежность и качество подвижного состава.

В этом важную роль играют комплектующие детали. Ключевой характеристикой для их производителей является количество отказов на единицу выпущенной техники. Чем выше показатель, тем дешевле эксплуатация вагона. Генеральный директор УПЗ Денис Лукманов уверен, что в современном машиностроении опираться на существующий опыт не всегда правильно, так как прогнозировать ситуацию, исходя из того опыта, который был в прошлом, практически невозможно.

- Мы живем в быстро изменяющейся турбулентной среде, - говорит Денис Салаватович. - Решения нужно принимать, исходя из собственного видения будущего. Это соответствует абсолютно новым подходам к управленческим решениям. Компании уже давно конкурируют не в области технологий, а в том, как они управляются.

УПЗ выпускает огромный ассортимент пружин для вагоностроения, автомобилестроения, сельского хозяйства, осваивает экспортные рынки Европы и Азии. В компании работают научный, технический, исследовательский, конструкторский отделы, испытательная лаборатория. Главная философия УПЗ – это ориентация на нужды клиента. В приоритете то, что в данный момент необходимо заказчику. Здесь выпускают ту продукцию, с помощью которой клиент сможет получить прибыль.
Работа с клиентами
Руководство УПЗ уделяет особое внимание качеству процессов, которые происходят на заводе. Результат на лицо. По информации «Уралвагонзавода», доля отказов по вине качества продукции УПЗ составляет 1,5%, по данным «Алтайвагона» - меньше 1%. При поступлении сломанной пружины на УПЗ в испытательной лаборатории ее исследуют по всем параметрам, потом составляется протокол и определяются корректирующие мероприятия.

На протяжении всех 10 лет, особенно последних пяти, производство и лаборатория завода оснащались современным наукоемким оборудованием. Таким образом, на сегодняшний день все бизнес процессы на предприятии соответствуют современным требованиям, предъявляемым к мировым компаниям.

На УПЗ действует около 100 стандартов качества всех процессов, начиная от заключения договоров на приобретение материалов, заканчивая продажей готовой продукции. Завод организовал получение обратной связи от клиентов.

- Потребителям рассылается чек лист для оценки работы по нескольким параметрам, - рассказывает заместитель генерального директора УПЗ Петр Кустов. - По итогам разрабатывается план действий по повышению эффективности работы предприятия. Задачи на 2020 г. – разработать и утвердить регламент взаимодействия со всеми потребителями, исключить нарушения условий эксплуатации полувагонов, схем погрузки, разработать и согласовать с потребителями схему возврата пружин с изломом. Планируем запустить линию по производству крупногабаритных пружин.

Евгений Семенов заметил, что каждый раз, готовясь к конференции, организаторы просят все заводы-изготовители пружин рассказать о своих достижениях, выступить с докладами. Но только УПЗ не боится выходить к трибуне, показывать улучшения, прозрачность технологии, перспективы развития.

Брак заложен в системе
Выясняя причины частых отцепов полувагонов на текущий ремонт, участники заседания приводили самые разные доводы. ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» проводит контроль на 7 предприятиях, изготавливающих пружины. Заместитель генерального директора компании Александр Шмыков одной из главных причин большого количества изломов пружин считает слабый входной контроль на вагоностроительном предприятии или отсутствие такового.

С этим не согласился заместитель главного инженера АО «НПК «Уралвагонзавод» Ярослав Рыдлевский. Он отметил, что на их предприятии применяется тщательный входной контроль, и это отражается на себестоимости. Хотя по идее пружина приходит с сертификатом, подтверждающим ее качество, и не должна проходить дополнительную проверку. Сейчас Уралвагонзавод начинает снижать входной контроль, чтобы уменьшить себестоимость.

Чтобы показать, насколько влияет входной контроль на долю бракованной продукции, Денис Лукманов инсценировал эксперимент с красными бусинами, который проводил американский ученый, консультант по менеджменту Эдвард Деминг. Он брал лоток, помещал туда 20% красных и 80% белых бусин. Проходило это всё на фабрике. Задача рабочего – взять лоток и под определенным углом согласно технологии загнать белые шарики в отверстия так, чтобы туда не попали белые.

- Вот вам технологическая инструкция. Заводим строго под углом 45 градусов. Если будешь делать хорошо, я буду тебя награждать. Ни в коем случае красных шариков не должно быть! Если будете делать плохо, мне придется вас уволить, – обратился Денис Салаватович к одному из докладчиков, как будто к рабочему фабрики, затем переключился на других. – Андрей Алексеевич, вы лучший сотрудник компании, мы верим, что у вас не будет красных шариков. Посмотрите все на него, это лучший сотрудник! Далее рабочие пытаются выполнить задание. Но что-то пошло не так… В чём дело? Мы же договаривались с вами! Вы что премию не хотите? Откуда у вас появляются красные шарики? Посмотрите на Андрея Алексеевича! Можно же делать нормально! Нам придется расстаться. Сколько можно уже? У нас постоянный 20%-ый брак. Андрей Алексеевич, у вас лучший показатель – 15% - это для наших вагонов нормально, лучше ведь, чем у других.

Далее Деминг играл 6-7 циклов. Участники считали все шарики и понимали, что в целом вариативность по браку составляет условно столько, сколько красных шариков заложено в фабрике. Вывод эксперимента - усиление входного контроля показатели по браку не меняет, потому что количество отказов изделия в эксплуатации заложено в системе.

- Хочешь получить другой результат, иди в систему и смотри, как там устроено, - заключает Д. Лукманов. - Брак по пружинам заложен на заводе-производителе. Усиление входного контроля не снижает затрат на выпуск качественных вагонов. Потому что количество красных шариков определено в системе. У многих есть заблуждение – наказать рабочего, уволить тех, кто не справился. Но в таком случае система не изменится. Первый вопрос, который должен задать руководитель в случае брака – «Что не так в системе?»

Е. Семенов поддержал Дениса Салаватовича, заметив, что продукция, имеющая сертификат, не должна быть бракованной. В противном случае в Европе меняют поставщиков. В России, увы, другая ситуация, - ограниченное количество производителей комплектующих. При этом, как отметили участники заседания, УПЗ – один из лучших в отрасли.

«
Председатель Подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ» Андрей Абакумов:
- Третий раз участвую в конференции. Это одна из немногих площадок, где можно свободно и спокойно обсудить любые технические проблемы с участниками рынка во всем спектре подвижного состава от вагоностроения до утилизации. Разобрать всю статистику, посмотреть, на что она влияет. Пристыдить производителей, если нужно, в узком профессиональном круге, а не на обозрение общественности. Это работа на результат. Мы можем посмотреть на динамику развития УПЗ, что меняется внутри, что делают для нас, конечных потребителей. На сегодня Уралвагонзавод выдал лицензии на производство комплектов рессорного подвешивания шести российским предприятиям, два из них находятся в Белорецке. Они конкурируют достаточно серьезно. Не обману, если скажу, что Уральский пружинный завод – единственное предприятие, которое это делает порядочно, строго по правилам и работая над собой, над повышением качества собственной продукции, технологиями производства, управления. Как один из руководителей Уралвагонзавода я отмечу быстроту реакции на обращения потребителя. Ни один случай не брошен на самотек. По каждому случаю была произведена оценка, где она нужна была.


»
Замминистра промышленности и энергетики РБ Игорь Миронов:
- У Уральского пружинного завода хорошие финансовые показатели. Оборот годовой – больше двух миллиардов рублей. Радует, что растет штат. Сейчас на предприятии трудятся 460 человек. Расширяется инвестиционная программа. По линии министерства мы помогаем промышленным компаниям в реализации проектов, касающихся модернизации, реконструкции, приобретения нового оборудования. У нас есть возможность предложить меры господдержки, например, через фонд развития промышленности РБ. Мы от себя выносим проекты на рассмотрение на уровень главы республики. Интерес к УПЗ есть, особенно после конференции. Это уникальное высокотехнологичное предприятие, которое по итогам 2019 года вошло в рейтинг быстрорастущих технологичных компаний, имеющих высокий экспортный потенциал. Завод занял достойное место в топ-100 российских предприятий машиностроения по итогам ежегодной всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России – 2019». Такими темпами развития УПЗ в короткое время станет локомотивом этого направления деятельности. Нам нужны такие флагманы, чтобы выводить республику на новый уровень.


«
Генеральный директор ООО «Трансвагонмаш» Дмитрий Лосев:
- Четвертый год приезжаю на конференцию, посещаю завод и отмечаю постоянный прогресс. Мне очень нравятся подходы Дениса Салаватовича к качеству выпускаемой продукции, организации производства. Часто привожу его в пример своим подразделениям, которыми управляю. Хотелось бы в следующем году на конференции услышать, что реализовано из сказанного на этой конференции. Четыре года назад я возглавлял подкомитет по вагоностроению ОПЖТ, тогда мы осознанно решили провести столь важное мероприятие совместно с УПЗ, чтобы показать завод, который выпускает хорошую продукцию, практикует хорошие подходы в решении многих задач. С этого всё началось и превратилось в традиционное мероприятие. Сегодня по стране катаются 1,5 млн вагонов, в каждом по 28 пружин. В ремонте используются в основном пружины, сохранившиеся после списания вагонов. Сколько лет отработали, как, никто не знает. Через год начнем ремонтировать инновационные вагоны, которые массово начали выпускаться в 2013 году. Для них вот старых запчастей нет. УПЗ получил сертификат на изготовление пружин для таких вагонов. Думаю, что будем сотрудничать в этом направлении.


»
Исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов:
- Продукция должна обновляться. Тогда предприятия будут увереннее чувствовать себя, прогнозируя необходимые объемы производства с учетом ранее выпущенной продукции. Сегодня потребитель выбирает качество. Он не возьмет товар, который нужно потом дорабатывать, вкладывая собственные средства. Тот, кто сегодня вложит деньги в технологии, завтра гарантированно получит покупателя. Создание цифровой платформы – новое направление в нашей отрасли, которое задало Правительство России в рамках стратегии развития машиностроения. Предполагается организовать номерной учет деталей, вагонов. УПЗ нравится современными нестандартными подходами. Денис Салаватович берет лучшее из практики предприятий Европы, Японии и не боится это внедрять. Приучил персонал работать эффективно, не строит ограничения, сам свободно общается с сотрудниками неважно какого ранга. К нему любой может обратиться. Главное, что руководитель не останавливается на достигнутом, совершенствуется, каждый раз показывает на практике достижения, внедрения. Это приятно. Таких заводов мало.