Топ-100
Чему учить
и как учить
В последние годы на всех уровнях идет активное обсуждение проблем отечественного образования. В том числе в сфере подготовки рабочих и инженерных кадров для промышленных предприятий России. Проблем накопилось достаточно. Одна из ключевых такова: на рынке труда появляется большое количество молодых специалистов, имеющих профессиональное образование, но не способных быстро и адекватно решать производственные задачи из-за отсутствия главным образом нужных компетенций и опыта практической работы на современном предприятии.
Аудитория НПФ Пакер в УГНТУ.
Как устранить этот зазор между знаниями, полученными выпускником и ожиданиями компании? По каким еще направлениям и каким образом может строиться плодотворное взаимодействие науки, образования и производства?

Наш материал посвящен конкретному опыту такого взаимодействия между Уфимским государственным нефтяным техническим университетом и научно-производственной фирмой «Пакер» из города Октябрьский. Между старейшим вузом России и одним из лидеров отечественного рынка производителей пакерно-якорного оборудования и скважинных компоновок.
Отступать некуда
Для начала попытаемся обрисовать суть проблемы. Начнем с СПО (Среднее Профессиональное Образование). Учебная база большинства учреждений среднего профессионального образования не идет ни в какое сравнение с оснащением современных производств. Выпускник техникума или колледжа приходит на производство и попадает в совершенно другой мир.
Предприятие вынуждено брать на себя дополнительные функции по доводке такого «образовательного полуфабриката», обучениию его на рабочем месте, широко используя проверенный советский опыт, в частности, организацию школ мастеров и систем наставничества.
Но ради справедливости отметим: государство весьма озабочено таким положением дел. В последнее время благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», система СПО в России начинает понемногу модернизироваться. Выделяются серьезные средства на оснащение материально-технической базы и ремонт помещений, появляются новые образовательные стандарты и программы, проходит переподготовку преподавательский состав.

В скором времени, по словам руководителя Центра развития профессионального образования Московского Политеха, одного из ведущих экспертов по развитию национальной системы СПО Алексея Овчинникова, большая часть колледжей будет соответствовать требованиям мирового уровня. Об этом он рассказал корреспонденту «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» в январе 2019 года.

Отвечая на вопрос о том, что ждет колледжи в ближайшем будущем, специалист ответил: «В течение трех-четырех лет поднимется общий уровень оснащения и качества подготовки в колледжах. Не менее половины организаций перейдут на новые стандарты подготовки, появится современное оборудование и образовательные программы, которые мы сейчас апробируем. Безусловно, среди колледжей выделится группа лидеров, которые будут демонстрировать выдающиеся успехи и по ряду направлений прикладной подготовки обгонят университеты». Высказывание, конечно, смелое и более чем оптимистичное. Но время покажет. А пока картина в системе СПО остается весьма далекой от совершенства. Много проблем и в высшем образовании.
Что касается вузовской подготовки, то и здесь ситуация уже давно обозначена – нужно больше студенческой практики на производстве с обязательной подготовкой будущих выпускников под реальные потребности производства и решение его конкретных задач.
Считает собственник и руководитель НПФ «Пакер» Марат Нагуманов
Также, по словам Нагуманова, необходимо развитие преподавательского состава. И не только как звена системы образования.

– Будет очень хорошо, если мы найдем точки взаимодействия между вузовской прикладной наукой и нами. Ключевая же проблема для «Пакера», как и для всех современных компаний в том, что не хватает лидеров-интеграторов: интеграторов науки в производство и интеграторов производства в науку. Очень нужны такие люди. Но отступать некуда, – тверд в своих убеждениях директор компании.
Отступать действительно некуда, потому что и само образование, и производство, и их отношения требуют незамедлительной модернизации. Но чтобы глубже понять проблему, нужно определить исходную точку, то есть представить масштабы этой проблемы.
Эти упрямые факты
Крупнейшее исследование рынка труда и конкурентоспособности России – «Россия 2025: от кадров к талантам» провела авторитетная The Boston Consulting Group (BCG). Как отмечается в докладе, в мире господствуют глобальные технологические, демографические и геополитические тренды, формирующие новый экономический уклад – экономику знаний. Данное исследование – это один из самых масштабных шагов в изучении проблемы рынка труда и конкурентоспособности России. Оно дает возможность разработать конкретные меры по развитию человеческого капитала страны на базе системного подхода, который, в частности, предполагает как привлечение и удержание лучших умов, так и обеспечение условий для роста прогрессивных компаний-работодателей.
Причем одна из важнейших задач этих компаний состоит в создании новых высококвалифицированных рабочих мест, присущих технологичной, диверсифицированной и творческой экономике – экономике знаний.
А пока же, как утверждают авторы доклада, сложившаяся система российского образования не готовит кадры для экономики знаний и не соответствует запросам рынка труда – ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Проблема, как отмечают авторы исследования в кратком резюме доклада, усугубляется тремя причинами.
1
Отсутствием критической массы спроса на знания
Очень медленно растет доля предприятий малого и среднего бизнеса, стагнирует цифровая экономика, в зачаточном виде представлен венчурный рынок – в 6 раз меньше японского, в 12 раз меньше израильского и в сотни раз меньше американского. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран, продолжая терять таланты.
2
Система образования не готовит кадры для экономики знаний
Школа не успевает за современными требованиями образовательных стандартов, оставляет желать лучшего подготовка учителей. При этом система образования «не слышит» бизнес, в результате чего 91% работодателей отмечают нехватку практических знаний у выпускников, а четверть обладателей дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования. Отсутствует и практика обучения на протяжении всей жизни: обучение большинства людей прекращается по достижении 25 лет, а повышение квалификации часто носит формальный характер. А речь идет не только о том, что человека надо научить, еще и о том, как учиться всю жизнь.
3
Не создана среда, необходимая для развития и самореализации человека
Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России – 5 миллионов человек – получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково. Так, разница в оплате труда водителя и врача в России составляет 20%, что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В то же время в Германии разница в оплате водителя и врача достигает 174%, в США – 261%.
– При сохранении существующей структуры рынка труда еще на 7–10 лет отставание России от стран - лидеров мировой экономики рискует стать несократимым. Системный подход к развитию человеческого капитала, системы переквалификации и переобучения, переход в логику управления талантами, а не кадрами – единственно верный ответ на вызовы нового времени.
Подчеркивает Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России
Как отмечается в исследовании, все более существенную роль на рынке знаний играют люди, которые способны работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. Учитывая эти и другие факторы, была сформулирована Целевая модель компетенций 2025, представляющая набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке. Это прежде всего умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными массивами данных.
Кнопка перезагрузки
Так что же поможет образованию и производству вписаться в экономику знаний – производить и потреблять человеческий капитал с подобными компетенциями? Система образования, как утверждается в докладе, должна сформировать опережающую подготовку и предложение кадров – носителей целевых компетенций. Причем фокус образовательных программ должен быть перенесен с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций. Есть и третья задача, без которой реализовать две предыдущие будет невозможно. И заключается она в том, что системе образования необходимо обеспечить стимулирование притока талантов в образовательную сферу.
А что же предстоит сделать предприятиям и организациям, включив кнопку перезагрузки на пути к экономике знаний?
Задач также много, но главная и решающая – сформировать благоприятную среду для привлечения таких кадров, а также привлекательную систему продвижения ценностей для их дальнейшего роста и профессионального развития как внутри самой компании, так и на уровне страны.

Интересную точку зрения на проблему нынешнего образования высказал Герд Леонгард, швейцарский футуролог, один из ста самых влиятельных лидеров мнения на Западе в интервью «РБК»:
– Пока мы беззаботно веселимся на вечеринке под названием «технологический прогресс», мы не думаем о том, какую цену нам придется заплатить за это завтра. Мы живем в мире, где более 70% востребованных в будущем профессий еще не существуют, а 50% ныне существующих профессий вскоре превратятся во внештатные. Все меняется слишком быстро. Сейчас люди стараются учить детей точным наукам — математике, физике, программированию, инженерным дисциплинам. Но ведь это именно то, в чем машины уже сейчас разбираются лучше нас! Через десять лет все программисты станут безработными — ну или по крайней мере большинство из них…
Думает ли образование сегодня об этом? Готово ли оно принять всерьез эти «страшилки» и выстроить соответствующую систему реагирования на грядущие изменения? Может, кто и думает, но не так глубоко. Инерция мышления не всегда позволяет заглянуть за горизонт нынешних представлений. Слишком далеко.
А текущие задачи – вот они: до 2025 года России понадобится от 5,8 до 9,2 миллионов специалистов – представителей новой формации знаний. Одним из основных потребителей этого человеческого капитала должен стать малый и средний бизнес.
Глухой телефон?
А пока система образования, подводят итог образовательной проблемы исследователи рынка труда и конкурентоспособности России, «не слышит» бизнес. Вывод понятен и обоснован. Но сразу возникает вопрос – а почему система образования не слышит бизнес? Может быть потому, осмелимся сделать свое предположение, что бизнес не слышит образование? А что происходит там, где слышит? Сплошные знаки вопроса, двигающие мысли по заданному алгоритму.

Понятно, что развитие современного промышленного производства, тем более наукоемкого, не может происходить без модернизации образования, без формирования современной системы управления знаниями.
А что должно лежать в ее основе? На этот вопрос и теоретики, и практики отвечают однозначно: тесное взаимодействие образовательного учреждения с работодателем.
И развиваться оно должно синхронно с процессом развития производства и даже опережая его, чтобы создавать необходимые условия для такого поступательного движения.
Создать подобную систему непросто. Для этого требуются четкие профессиональные и образовательные стандарты, отвечающие особенностям современного производства, новые образовательные программы, разработанные в тесном взаимодействии с производственниками, что очень важно, а также инновационные методы обучения.
Многие работодатели, в основном ведущие предприятия, в силу своего видения проблемы и кадровых потребностей, налаживают персональные связки «образование – наука – производство».
И развиваться оно должно синхронно с процессом развития производства и даже опережая его, чтобы создавать необходимые условия для такого поступательного движения.
Создать подобную систему непросто. Для этого требуются четкие профессиональные и образовательные стандарты, отвечающие особенностям современного производства, новые образовательные программы, разработанные в тесном взаимодействии с производственниками, что очень важно, а также инновационные методы обучения.

Они разрабатывают для образовательных учреждений собственные задания на подготовку кадров с необходимыми компетенциями. Уже становятся привычными ресурсные центры, созданные на базе образовательных учреждений, научно-производственные кластеры, базовые кафедры вузов на предприятиях, действует целевая подготовка студентов. Развивается и такой механизм взаимосвязи между теорией и практикой как дуальная форма образования, предполагающая сочетание обучения с производственной практикой.
Проект, созвучный времени
Уфимский государственный нефтяной технический университет, один из ведущих технических университетов России – альма-матер директора «Пакера» Марата Нагуманова. Основан в 1948 году. Свое стремительное развитие получил благодаря росту нефтедобывающей промышленности на западе Башкирии и в Татарстане. За минувшие годы из стен заведения вышли более ста тысяч высококвалифицированных специалистов для всех отраслей топливно-энергетического, нефтегазодобывающего и строительного комплекса России. Сегодня в его стенах обучаются около двадцати тысяч российских и зарубежных студентов, их подготовку ведут почти 1300 штатных преподавателей, среди которых более 200 докторов наук, профессоров и более 700 кандидатов наук и доцентов.
Нагуманов Марат Мирсатович – директор НПФ «Пакер» и ректор УГНТУ, профессор, доктор физико-математических наук, академик РАЕН и АН Республики Башкортостан Рамиль Бахтизин.
– Наш университет – хорошо оснащенное и адаптированное к современным условиям учебное заведение, обеспечивающее подготовку специалистов широкого спектра знаний.
Поясняет ректор УГНТУ, профессор, доктор физико-математических наук, академик РАЕН и АН Республики Башкортостан Рамиль Бахтизин
Это стало возможным благодаря тому, что в последние пять лет учебное заведение сделало реальные шаги в формировании конструктивных диалогов с промышленными партнерами. Диалогов, которые привели к активному образовательному и научно-техническому взаимодействию. Это позволило поднять на новый качественный уровень не только подготовку специалистов, но и объединить усилия науки, образования и производства в решении множества других важных для экономики страны задач.
– Рамиль Назифович удивительный человек. Он умеет объединить вокруг себя людей, умеет находить общий язык с лидерами отрасли, со своими коллегами – ректорами нефтяных вузов. Его математический склад ума помогает решать не только текущие вопросы, но и работать на перспективу. Очень приятно, что в Башкортостане есть лидеры с системным подходом к работе. Нашей республике очень повезло!
Марат Нагуманов
Университет старается делать так, чтобы предприятия-партнеры были заинтересованы, прежде всего, в создании своих собственных образовательных площадок внутри учебного заведения. А вуз, в свою очередь, активно переносит часть учебного процесса на их производство, развивая как современную дуальную систему подготовки специалистов, так и подключая свой научный потенциал к решению текущих задач предприятий-партнеров. Многие кафедры университета уже интегрированы с производственными компаниями. А точнее, на предприятиях-партнерах сегодня нашли прописку 85 базовых университетских кафедр.
Синдром альма-матер
На площадке университета на финише 2018 года и стартовало важнейшее для НПФ «Пакер» партнерство с УГНТУ – научно-образовательный центр «Проектирование и конструирование скважинного оборудования». Это не первый проект, реализованный Маратом Нагумановым в рамках родного университета. Несколько лет назад директор и собственник «Пакера» выделил средства на создание в вузе именной аудитории, скажем так, рекламно-имиджевой аудитории, с детальной визуализацией компании. Сегодня это одна из лучших аудиторий в университете и нестандартный способ продвижения компании и ее имиджа среди студентов.
Это был первый шаг в формировании отношений вуза и научно-производственной фирмы из города Октябрьского. А вторым шагом, поднявшим уровень партнерских отношений на новую высоту, стало учреждение университетом и «Пакером» совместного научно-образовательного центра.
УГНТУ предоставил площади, а все остальное – ремонт, оснащение соответствующей мебелью и оборудованием, сделано за счет ресурсов компании. Сама же подготовка специалистов ведется на базе совместно разработанной программы.
– Одна из главных задач, которую мы ставим с Маратом Мирсатовичем, – продолжает ректор, – подготовить специалистов с нужными компании компетенциями за короткий срок. Если мы хотим сделать ребят конкурентоспособными на рынке труда в ближайшее время, мы должны максимально сократить сроки обучения, не снижая его качества.
Именно поэтому в образовательный центр ребят отбирают с последних курсов, уже получивших базовые знания. Это студенты-бакалавры с 4 курса и магистры с 1-2 курсов.

– Некоторые нам говорят: добейтесь сначала таких-то и таких результатов, потом мы вам поможем. А должно быть наоборот, как у нас с «Пакером» и другими нашими партнерами: сначала совместно создаем необходимые условия для решения этой проблемы, а затем говорим о результатах.
Характерно, что Марат Нагуманов смотрит на этих ребят не только как на своих будущих сотрудников.

Хотя изначально и создавал центр с учетом потребностей собственной компании в специалистах по разработке и конструированию скважинного оборудования, но придерживается привычного правила – выпускники сами выберут, где и как воспользоваться полученными знаниями.
– Он не выдвигает перед ними никаких обязательств, например, я затратил средства на вашу подготовку, поэтому вы должны отработать на меня столько-то времени. Марат Мирсатович далек от такого утилитарного подхода, что отличает его от многих других руководителей, – подтверждает позицию партнера Рамиль Бахтизин.
Концепция успеха
После такого вступления пора и нам заглянуть в научно-образовательный центр. Общая картина хорошо видна с высоты ректорского кресла, детали проекта принимают конкретные очертания при приближении.

Итак, первый набор центра – группа из 12 студентов. Как уже упоминалось, бакалавры 4 года обучения и магистры 1 и 2 года обучения. 10 человек – студенты механического факультета, двое – с горно-нефтяного.
– Задача стояла такая, – просвещает исполняющий обязанности руководителя центра Юлдаш Хусаинов, – найти способных студентов, которые бы захотели освоить специальность инженера-конструктора. Отбирали на конкурсной основе по определенным критериям: какой средний балл, где живут родители, сами студенты, насколько возможен их переезд в Октябрьский. Выбирали также из других стран – у нас есть двое ребят из Казахстана. Кстати, показывают очень хорошие результаты.
Вся программа обучения проходит в три этапа
1
На первом этапе даются основные базовые знания по конструированию, навыкам инженерных расчетов, основам единой системы конструкторской документации, ГОСТам, CAD-системам
системам автоматизированного проектирования, предназначенным для выполнения проектных работ с применением компьютерной техники.
2
На втором этапе студентам из соответствующих служб «Пакера» передают определенные задания в виде конкретных задач, которые нужно решить
Пока это достаточно простые задачи, но уже непосредственно связанные со спецификой деятельности компании, а значит и со спецификой возможной будущей работы студента.
3
На третьем этапе все студенты, по два-три человека, закрепляются за конкретным менеджером компании
На этом этапе моделируется реальная рабочая ситуация: студент получает задание от руководителя-наставника, уже более сложное, связанное с решением конкретной производственной задачи, напрямую получает необходимые консультации, координирует с руководителем сроки выполнения задания. Все как на реальном производстве.
– Если первый и второй этапы, – уточняет Юлдаш Хусаинов, – ограничены по времени тремя месяцами, то третий этап мы вообще не ограничиваем временными рамками. Например, если это студент четвертого года обучения и у него впереди еще два года, то на первый и второй этапы он тратит в совокупности полгода, а полтора оставшихся года он напрямую связан с «Пакером». И выполняет не только инженерные задания, но также проходит практику на главном производстве в качестве слесаря механосборочных работ. Это делается специально, чтобы каждый студент почувствовал компанию изнутри, с главного производства: как оно устроено, как взаимодействует с другими звеньями, какие технологии и оборудование используются…
После каждого этапа студенты проходят специальную аттестацию, и только после этого переходят на следующий этап обучения. Уровень их подготовки, как решили организаторы центра, должен определяться только оценками 4 и 5 на экзаменах.
Если кто-то получает тройку, то в его подготовку вносятся необходимые коррективы. Кстати, в период обучения внимательно отслеживается психологическое состояние студента, его способность работать и принимать решения в самых различных, в том числе неординарных условиях. Обязательно после каждой аттестации проводится работа над ошибками, где точно устанавливается, чьи недоработки были при обучении – самих студентов, преподавателей или производственников.
Убить двух зайцев
Подобная модель партнерства вуза и производства в рамках научно-образовательного центра «Проектирование и конструирование скважинного оборудования» – готовый опыт для использования во всех связках «образование-наука-производство». И чем больше в него вникаешь, тем больше делаешь открытий.
– Практически все студенты, – вспоминает и свою недавнюю студенческую жизнь Юлдаш Хусаинов, – сидят на шее у родителей, поскольку стипендии маленькие и не могут обеспечить их жизненные потребности. Каждый студент всячески пытается подрабатывать. Одно дело, когда он подрабатывает в Макдональдсе, и совсем другое в «Пакере», по месту возможной будущей работы.
Именно поэтому все студенты научно-образовательного центра с первого года обучения официально оформляются на работу в «Пакер» и получают зарплату. То есть убивают сразу двух зайцев: и знания получают, и зарплату за реализацию этих знаний. Плюс активно развивают способность самостоятельно вести проектную деятельность.

Очень точно выразил суть такого подхода в интервью «БИЗНЕС Online» президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров: «Современная скорость развития технологий настолько велика, что если человек пришел в вуз и просидел четыре года, поглощая псевдознания, окончил с красным дипломом, то он никто и звать его никак – навсегда в карьере отстал от своих друзей, которые не получили красный диплом, но с первого курса начали работать по специальности. Например, – продолжает Захаров, – ты учишься на юриста и на первом курсе пошел работать курьером в юридическую компанию, бегал старшим товарищам за пивом, бумажки разносил по судам, а ко второму курсу тебе доверили документ перепечатать самому. К третьему ты уже пошел в суд и сам составил исковое заявление, а на четвертом курсе ты уже боевой юрист, который выигрывает серьезные арбитражные процессы. Вот если так развиваться, то все нормально, и это подходит для любой области», – подводит итог президент рекрутингового портала.

Концепция научно-образовательного центра «Пакер» и УГНТУ как раз и позволяет избежать в будущем подобных разочарований, когда выпускник с красным вузовским дипломом, но без практики не может устроиться по специальности. Зато, имея возможность активной практической деятельности, каждый студент центра еще в период учебы может не только накопить реальный производственный и образовательный потенциал, но и проверить собственную ценность на пути к будущему профессиональному благополучию. «Теория без практики – это рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего», – как всегда был точен в определении проблемы академик Петр Капица.
В общую копилку
А что получает «Пакер» от такого взаимодействия с вузом? Ответ однозначен – подготовленных специалистов с необходимыми компетенциями, сокращение времени адаптации выпускников к реальным производственным условиям, рост научно-технических исследований и разработок, решение конкретных научных и прикладных задач предприятия. И, конечно, репутацию компании, которая активно поддерживает науку и образование. Заметим, это не корпорация федерального уровня, это среднее предприятие с ограниченными ресурсами, но государственным мышлением его руководителя.
Не случайно Марат Нагуманов является членом попечительского совета УГНТУ. И не для галочки заседает в этом авторитетном органе, а для решения важных вузовских задач на стыке образования и производства.
Но продолжим искать ответы на вопрос, что получают партнеры от такой технологии взаимодействия образования и производства. Студенты – понятно. «Пакер» понятно. А вуз? Возвращаемся вновь к разговору с ректором УГНТУ Рамилем Бахтизиным.
– Что будет иметь вуз? Главное: укрепление материально-технической базы с помощью предприятия, развитие научно-технического потенциала, создание программ и условий для ускоренной подготовки специалистов, гарантированное трудоустройство выпускников, как один из критериев оценки деятельности вуза. Далее, очень важное, сотрудничество с НПФ «Пакер» открывает нам возможность создания совместных коммерческих стартапов по разработке и взаимовыгодной реализации маржинальных продуктов с перспективой на зарубежные рынки. Вместе создаем – вместе реализуем. И, соответственно, получаем свою долю прибыли со всеми вытекающими для дальнейшего развития вуза последствиями.
— Рамиль Назифович, проблема интеграции образования, науки и производства решается сегодня в рамках приоритетного национального проекта «Наука». Одна из его главных целей – создание на базе высших учебных заведений России научно-образовательных центров мирового уровня. Насколько способствует достижению этой цели партнерский опыт вашего университета с производством, в частности, с НПФ «Пакер»?
– Если рассуждать теоретически, все очевидно: должна быть интеграция образования, науки и производства. Какими критериями должны обладать эти научно-образовательные центры? Первое – наука не ради науки, а ради развития промышленности – как отдельных предприятий, так регионов и в целом России. Второе – обязательное наличие для науки индустриальных партнеров. Третье – существующие научно-технологические заделы интеллектуальной деятельности, а также прорывных технологий, которые будут способствовать повышению эффективности промышленного производства и созданию новых продуктов. Четвертое – не слишком далекий горизонт получения конкретных результатов. Пятое – выходы на глобальные рынки, международная кооперация и так далее…
— Это теоретически, а почему с практикой несостыковка?
– На практике все сложнее. Не во всех российских компаниях есть понимание как у «Пакера», что их успешное развитие зависит от специалистов с нужными компетенциями, от тесной и комплексной интеграции образования и производства. В первую очередь, от готовности предприятий помочь образованию создать для этого необходимые условия за счет собственных ресурсов и более активного партнерского взаимодействия во всем спектре возможных совместных проектов.
— И что, очередной тупик?
– К счастью, позиция многих руководителей меняется. Если раньше руководители говорили, мол, если мы вносим большой вклад в развитие экономики, платим большие налоги, то проблема подготовки специалистов для нас – это проблема учебных заведений. Сейчас многие начинают понимать: налоги налогами, но подготовка нужных специалистов в сжатые сроки и качественно – это совсем другая статья и другое понимание проблемы. Подобную позицию об интеграции государства, науки, образования и производства, о которой мы сегодня только начинаем говорить, НПФ «Пакер» представила еще несколько лет назад. Четко и понятно: ни один вуз, каким бы он ни был оснащенным, самостоятельно подготовить качественных специалистов для конкретного производства не может. Особенно это касается высокотехнологичных и наукоемких предприятий. Только в кооперации с ними. Что и делает сегодня «Пакер», подняв эту кооперацию на уровень стратегического партнерства науки, образования и производства.
— Остается узнать, а что от такого партнерства, по Вашему мнению, будет иметь государство?
– Продвигаем науку, выводим научные и образовательные подразделения на уровень современных требований. Говорят: сильные регионы – сильная Россия. Я бы перефразировал: сильные вузы, наука, образование – сильная Россия.
На правах рекламы